10 лет успешного сотрудничества: на базе университета действует уникальный учебно-демонстрационный центр «ПНИПУ-ПУМОРИ»

Учебно-демонстрационный центр — уникальная кооперация между Пермским Политехом и компанией «Урал-инструмент-Пумори», одним из крупнейших инжиниринговых предприятий России. О главных направлениях деятельности, преемственности технологий и ближайших планах на будущее рассказал в интервью пресс-службе вуза Тимур Абляз — кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Материалы, технологии и конструирование машин», директор УДЦ «ПНИПУ-ПУМОРИ».

Пермский национальный исследовательский политехнический университет плодотворно сотрудничает с ведущими промышленными предприятиями страны. В чем заключается миссия взаимодействия с «Урал-Инструмент-Пумори»?

— Сегодня Пермский Политех по праву можно назвать центром компетенций в области машиностроения. Выпускники нашего университета занимают руководящие должности на большинстве ведущих машиностроительных предприятий Перми. Причем только на моей практике пять выпускников кафедры «Материалы, технологии и конструирование машин» за три года стали начальниками цехов и руководителями технических бюро. Научные разработки ученых Пермского Политеха находят жизнь в создании перспективных изделий нефтедобывающего оборудования, авиационных двигателей пятого поколения, изделий специального назначения и др. Одной из причин такой эффективной работы является постоянное инвестирование руководства университета в развитие лабораторной базы для подготовки студентов. Это отличительная составляющая нашего вуза — мы не прячем передовые образцы техники за стеклом, а выводим их на первый план в образовательном процессе. Однако динамика развития технического оснащения сектора машиностроения очень напоминает темпы развития IT-индустрии. Более того, современные станки по своему оснащению сейчас все больше напоминают компьютеры. Взаимодействие с компанией «Урал-Инструмент-Пумори» позволяет нам всегда быть в курсе всех новинок на рынке станочного и инструментального производства. Созданный в 2007 году учебно-демонстрационный центр «ПНИПУ-ПУМОРИ» является одним из ключевых звеньев в развитии этого направления и позволяет обучать преподавателей, студентов, представителей промышленных предприятий с использованием современного оборудования и инструмента. Подобный формат взаимодействия является исключительным не только для Пермского края, но и России в целом.

Вы назвали сотрудничество исключительным. В чем это проявляется?

— Дело в том, что тренды в развитии станков с числовым программным управлением (далее по тексту — ЧПУ) меняются с такой же скоростью, как и модели телефонов. Все помнят iPhone 3G, который появился в 2008 году и буквально покорил весь мир. А сейчас нам предлагают уже iPhone X серии. В стране существует достаточное количество учебных образовательных центров, отличительной особенностью которых является приобретение станков в собственность вуза. Каким бы успешным ни был университет, менять полностью линейку станков, хотя бы раз в пять лет, ни один вуз не способен. А мы с вами отметили аналогию с айфоном. Таким образом, в университетах учат пользоваться iPhone 3g, а в ПНИПУ изучают iPhone X. Все дело в уникальном соглашении, которое было достигнуто между ПНИПУ и «Пумори». Оборудование центра является собственностью компании и используется исключительно в образовательном процессе университета. Компания обеспечивает за собственные средства обновление всего станочного парка минимум раз в три года. В свою очередь сотрудничество с ПНИПУ позволяет компании «Пумори» привлекать к сотрудничеству в области инжиниринговых услуг ведущие промышленные предприятия.

На данный момент в состав учебно-демонстрационного центра входит несколько единиц современного оборудования. Это токарные, фрезерные, электроэрозионные копировально-прошивочные и проволочно-вырезные станки, а также оборудованный мультимедийный класс, который позволяет студентам отрабатывать технологии на стойках-имитаторах, прежде чем приступить к работе на установках.

Таким образом, студенты Пермского Политеха всегда учатся только на самых передовых установках. И это не просто слова. Высокотехнологичные станки, которые расположены в центре «ПНИПУ-ПУМОРИ», можно встретить не только в Перми, но и на ведущих мировых концернах, таких как Rolls-Royce Motor Cars Ltd (Роллс-Ройс), The Boeing Company (Боинг) и др.

Как происходит обучение студентов в Центре? С чем они знакомятся, какие навыки приобретают?

— Ежедневно здесь обучаются ребята механико-технологического и аэрокосмического факультетов. Они полностью отрабатывают технологию изготовления простейшей детали, например, детали типа «вал». Сначала, пользуясь современными САПР, студенты разрабатывают технологию. Затем выгружают ее на флешку и интегрируют в станок с ЧПУ. Далее они «обучают» установку этой технологии, привязывают инструмент, налаживают все необходимые движения и запускают станок. Тем самым они полностью отрабатывают цикл конструктора, технолога и оператора ЧПУ. Это именно те компетенции, которые им понадобятся в работе на предприятиях. Помимо этого, в Центре регулярно проводятся экскурсии для студентов других факультетов. Такой опыт расширяет кругозор, позволяет ребятам видеть проблему с разных сторон, что делает их более компетентными и конкурентоспособными в своих областях.

Ребят обучают преподаватели Политеха?

— К работе в Центре привлечены сотрудники кафедры «Материалы, технологии и конструирование машин» и специалисты «Урал-Инструмент-Пумори». Также компания приглашает лекторов из ведущих фирм-производителей металлорежущего и металлообрабатывающего оборудования. Таким образом, представители таких компаний, как Sandvik, Siemens, FANUC проводят для студентов образовательные семинары, направленные не на развитие коммерческих отношений, а именно с точки зрения обзора ноу-хау, которые студент должен стремиться изучать, чтобы в дальнейшем уметь создавать и креативить.

Вы упомянули, что ребята обучаются только на передовом оборудовании. А что-то о станках прошлых лет рассказываете им?

— Обязательно. Мы преследуем преемственность технологий. Эту практику увидели в университетах Европы, когда студенту сначала демонстрируется то, с чего все начиналось, и уже затем то, во что это все преобразовалось. Как говорится, студент обязан знать матчасть: что такое коробка скоростей, зубчатая передача, коробка подач. Тоже самое и у нас. Ребята в процессе обучения знакомятся с универсальным оборудованием, у них обязательно есть практики на фрезерных и токарных станках, и только потом к третьему курсу они переходят на станки с ЧПУ.

Какие еще виды деятельности являются приоритетными для Центра?

— Большой упор делаем на развитие профориентационной работы со школами. Наш город является одним из лидеров машиностроения в России. Но, к сожалению, специальность «инженер» на фоне таких брендовых понятий, как цифровизация начинает меркнуть в глазах школьников. Ребята думают, что заниматься этим скучно, но, когда они приходят к нам в Центр, они наглядно видят, как сейчас выглядит производство. Это максимум компетенций в управлении станками с цифровым программным обеспечением. Для работы на таком передовом оборудовании нужны высококвалифицированные специалисты. Если раньше говорили, что у человека должны быть золотые руки, то сейчас должна быть золотая голова. Стараемся привлекать 8 и 10 классы для участия в более углубленных мастер-классах, а 9 и 11, в связи с их подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ, на более обзорные экскурсии.

Школьникам тоже удается что-то создать в рамках обучения?

— Да, конечно. Максимальным образом мы следим за безопасностью ребят. Под нашим руководством они своими руками, а правильнее сказать головой, сначала конструируют модельки, отрабатывают технологию за компьютером и затем переходят к работе на станке.

По статистике, многие ли из ребят становятся потом нашими студентами?

— Мы отслеживаем тенденцию. На сегодня цифры такие: более 60 процентов ребят, посетивших УДЦ «ПНИПУ-Пумори» и прошедших здесь профориентационные занятия, выбирают потом Пермский Политех.

Что в ближайших планах у Центра?

— Перспективным направлением является создание роботизированного участка в рамках развития концепции «Индустрия 4.0». Совместно с «Урал-Инструмент-Пумори» мы привлекли к работе партнеров — компании FANUC и Renishaw, ведущих производителей в области машиностроения. В рамках этой кооперации планируется создать полностью роботизированный участок, начиная от этапа загрузки, наладки станка до измерения. Самая главная цель — учить этому студентов, чтобы они могли управлять роботизированными комплексами и были актуальны в рамках «Индустрии 4.0», когда произойдет автоматизация абсолютно всех процессов производства.

Сайт ПНИПУ